8 февраля 2015 года состоялась литературно-чайная встреча в Чайном клубе "Чайная Чаша".


pushkin

Многое мы узнали об этом человеке, о времени, в котором он жил, о чувствах, которыми жил... об идеях. Чрезвычайно интересно рассказала обо всём Юля Корнеева!

 

Хочется ещё раз напомнить всем известное стихотворение Александра Сергеевича:

 

Пророк

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".

pushkin

"Это стихотворение обычно известно нам со школы, многие учат его наизусть. Стихотворение особенное. Оно написано уже зрелым Пушкиным (будучи в ссылке в Михайловском). Период написания стихотворения совпадает и с духовным взрослением, переосмыслением самого Александра Сергеевича. В этот период он активно интересуется религией (не конкретно христианством, а в целом). Его интересуют вопросы "Откуда святые берут свои силы" и пр. 

празднословный. Пушкин не просто так использует "жало мудрыя змеи", т.к. именно образ змеи и её языка является символом мудрости и всезнания. "Трепетное сердце" - сердце, подверженное страстям и переживаниям. И тут Александр Сергеевич очень метко использует образ пылающего угля, которое помещается в сердце. Уголь - самый горячий элемент в костре, когда к нему прикасаешься. "Угль, пылающий огнём" - то есть живое, сердце настоящего пророка, с искрой Божьей.Небольшой комментарий к стихотворению: пустыня - пустое место, где нет ничего. Само стихотворение интересно тем, что отображает некий физический аспект трансформации, перерождения обычного человека в 

pushkin

Пушкинисты, исследовавшие это стихотворение Александра Сергеевича, пытались найти аналогии описанного поэтом физического превращения в христианских книгах (т.к. на тот период, как мы знаем, Пушкин много читал религиозных книг), но ни в одной книге они не нашли того, что описывает автор. Т. е. этот образ, процесс, который Александр Сергеевич передал в стихотворении является его озарением".пророка. Это перерождение совпадает с конкретно физическими трансформациями. Серафим открыл человеку глаза (т.е. позволил видеть то, что он до этого не видел, сделал их вещими), отверз уши (как пророк человек стал слышать самых вышних ангелов, самых глубинных морских гадов и даже то, как вдалеке прозябает лоза). "Грешный язык" - в значении 

Юлия Корнеева


 

 

 

 

 

 

 



Комментарии: